1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

История Московского района


История формирования Московского района неразрывно связана с историей развития Московского проспекта, вдоль которого район и формировался. Дорога, на которой сейчас находится Московский проспект, возникла в первые годы существования Петербурга как дорога на Москву. В районе построенных в XIX веке Московских ворот начинался собственно Московский тракт. Тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка с караульными. Здесь у проезжавших проверяли подорожные и взимали сборы. Первая была у городской заставы, вторая, или средняя, рогатка находилась там, где сейчас раскинулась площадь Победы, а третья, дальняя, – возле мельничной плотины у подножия Пулковской горы.

В 1714 году на Средней Рогатке был построен путевой Среднерогатский дворец для отдыха «августейших особ» в дороге.

А в 1774 году около Первой Рогатки начали строить новый путевой дворец, который вначале назывался Кикерикекинским, а с 1780 года – Чесменским. В 1831 году дворец передали под богадельню, перед которой разбили большой парк.

В первой половине XVIII века застройка на Московском тракте тянулась только от Сенной площади до Фонтанки, южнее шумел лес, а на месте осушённых в 1730-е годы болот в районе Лиговского канала, пересекавшего дорогу, зеленели огороды. В первые годы тракт был плохо укатан, в дождливые дни он раскисал, путешественников трясло на рытвинах и ухабах. Но после учреждения в 1762 году Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга были проведены большие работы по благоустройству дороги: на всём протяжении до Царского села её расширили, по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подземными сводами. Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником. По сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка. Всё это завершилось к 1787 году. В это же время на дороге установили мраморные верстовые столбы,тринадцать из которых сохранились по сей день, выполненные по проекту архитектора Антонио Ринальди, хотя документально авторство Ринальди не 
подтверждается.
 Сравнительно недавно в собрании музея города Ангулема во Франции среди чертежей 
архитектора Ж.Б. Вален-Деламота был обнаружен проект верстового столба, поставленного 
у Обуховского моста (такой же столб сохранился у Орловских ворот).

Рост Петербурга и развивающаяся промышленность требовали всё большего сырья и продовольствия, поэтому в начале XIX века возникла необходимость в переустройстве и улучшении тракта. В 1817 – 1834 годах он был выровнен, расширен, замощён тёсаным брусом, и превратился в первое в России шоссе, протяжённостью до Москвы. Вдоль него от Обводного канала до Средней Рогатки высадили небольшие липы.

В 1838 году на новой границе города установили Московские триумфальные ворота. В это время вдоль тракта тянулись богатые дачи титулованных владельцев. Однако после окончания строительства железной дороги до Москвы, транспортное значение Московского тракта резко упало, и южнее обводного канала вместо дач стали появляться мелкие фабрики, заводы, мастерские, и эта территория превратилась в промышленный район.

С бурным ростом территории города в советский период изменялись и границы Московского района, образованного в 1919 году. В год образования района его южная граница отодвинулась от Благодатной улицы до Средней Рогатки. В последующие четыре десятилетия происходили неоднократные изменения северной, западной и восточной границ Московского района, во время которых он включал в себя части современных Кировского, Адмиралтейского, Центрального и Фрунзенского районов. С 1936 года на Московском проспекте развернулись крупные работы по разработанному генеральному плану развития Ленинграда. Ядром застройки не только Московского района, но и всего города стала предполагаемая главная площадь Ленинграда – Московская, поэтому неузнаваемо преобразился Московский проспект. Но лишь после Великой Отечественной войны с образованием садово-паркового хозяйства Московского района началась разбивка парков, садов, скверов и планомерное озеленение Московского проспекта и всего района. Были заложены парк Победы и парк Авиаторов, озеленялись вновь возникающие улицы района.

В 1961 году южная граница района отодвинулась к Пулковским высотам, и территория Московского района приобрела своё современное очертание. А в 1975 году с открытием монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы получил логическое завершение Московский проспект. За площадью Победы Московский проспект плавно переходит в Пулковское шоссе, по обе стороны от которого на всём протяжении разбиты скверы и сады, а с 1989 года начался формироваться и парк Городов-героев. С 1971 года вдоль Пулковского шоссе разместились теплицы фирмы «Лето» (ликвидированные в начале 2000-х гг.), а за железнодорожной платформой «Аэропорт» идёт территория аэропорта «Пулково». На подъезде к Пулковским высотам у шоссе сохранились два старинных фонтана, сооружённых около двухсот лет назад, за которыми от шоссе уходит дорога к городу Пушкину. Пулковские высоты, поднимающиеся над уровнем моря на 75 м, являются частью холмистой гряды из ледниковых отложений, окаймляющей Московский район с юга. С 1839 года на Пулковской горе действует Главная астрономическая обсерватория Академии наук . По Пулковским высотам проходит Зелёный пояс Славы, на котором в 1967 году был открыт памятник «Пулковский рубеж» и разбит большой сквер на месте ожесточённых боёв 1941-1944 гг. С Пулковских высот открывается необозримая панорама Московского района.

Сейчас 8 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте